Среда, 15 апреля 2020 15:48

Почему в буддизме плохо относятся к самоубийству

Автор 

До революции когда буддизм был очень развит в этнической бурятии, в истории бурят не было ни одного случая самоубийства.

Это считалось самым плохим грехом и все осуждали это. Человек считался психологически слабым и никто не произносил его имени впредь.

Почему следует беречь жизнь человека?

В этой статье хотелось бы напомнить верующим о том, что человеческое тело, обладающее свободами и благами, способно перенести наше сознание в нирвану. Просто подумайте над словами Этигэлэй Пандито Хамбо Ламы:

Нашедшего человеческую драгоценную свободную веру — трудно найти!
Встретившего Драгоценное Учение Будды - трудно встретить!
К хозяину здешнему - Очирдари Ламе — трудно попасть и пообщаться!!!
Отдавшись обману опасных для жизни деяний,
Достигнув предела в этой жизни, и беззаботно шагая,
Подгоняемый красной энергией кармы своей,
Ведомый на встречу к Хозяину смерти.
Во время ухода в очередной мир в одиночестве,
Всё твоё богатство, родные, любимые и близкие,
Оставаясь на родной стороне, не последуют за тобой.
Эти богатства, безумно собранные и накопленные,
Превратятся в особый яд и будут бесполезными,
Так учили все предыдущие Будды.
Бесстрастно изучив земную жизнь, начинайте с сегодняшнего дня

Практику Десяти Благих Деяний — незамедлительно!!!

Количество живых существ, населяющих нашу планету бессчётно, подобно бесчисленным пылинкам на всём земном шаре. И среди них лишь самую малую часть составляют люди. Люди, которые, как и все остальные существа, рождаются и живут в беспощадном кругу сансары. В кругу сплошных страданий, страха и беспокойства. В этом огненном круговороте перерождений пребывают охваченные пламенем сансары шесть разновидностей живых существ, такие как:

1. небожители (дэвы). 2. полубоги (асуры). 3. люди. 4. животные. 5. голодные духи (прета). 6. существа ада.

Каждое существо, обузданное порочной кармой, подвластно силе собственных клеш (цепляний), которые порождают вновь и вновь ещё больше негативной кармы, тем самым увлекая всех на самое дно круговерти (цепи перерождений) без малейшей пощады.

К счастью, среди вышеперечисленных разновидностей живых существ есть такие существа, тела которых являются той редкой возможностью, использовав которую, можно достичь свободы от сансары даже в течение одной жизни. Тело человека - самое драгоценное и редкое.

В великом труде Дже Цзонхавы "Ламрим" говорится:

"Хотя родившись человеком, и испытываешь безмерные страдания, это - лучшее место; его трудно найти даже за миллионы кальп".

Поэтому рождение в человеческом теле, уподобляется нахождению бесценного сокровища. Если прожить эту жизнь в погоне за славой, богатством и роскошью, пусть даже просто бездельем, то это будет подобно глупейшей растрате драгоценных сокровищ, которых больше уже не найти.

В Ламриме сказано:

"Размышляйте о том, что, если растратить попусту столь важное для высокого рождения и подлинного блага положение, не стараясь денно и нощно созидать причины их обоих - уподобишься возвращающемуся с пустыми руками с острова сокровищ".

Почему только человек имеет драгоценное рождение, а что же боги? Как сказано в Ламриме: "Когда божество умирает, другие боги говорят: - Желаем тебе обрести счастливый удел. Счастливый удел - это человеческий мир".

Согласно сказанному можем предположить, что даже божества не имеют такой возможности применения практики освобождения, как это могут сделать люди. Ведь божества, пребывая в постоянной мысли и желании услаждения чувств, наслаждаясь удовольствиями, мало ощущают страдания, и большинство из них не понимают ущербности сансары из-за того, что в их жизни не проявляются горе, нищета, голод и пр. А как отвергнуть сансару, если ты не видишь в ней изъянов?

Что касается трёх низших миров: животных, голодных духов и ада, то причина неспособности к духовной практике у них иная. Согласно сказанному в Ламриме: "У обитателей трёх дурных уделов с трудом возникают мысли о Дхарме (Учении Будды), а если чуть-чуть и возникнут, практиковать они не способны, поскольку слишком страдают". Также они глупы и ограничены разумом.

В мире адов или голодных духов (прета), в страшном огне или жутком холоде, в чувствах, наполненных жаждой и голодом, трудно и тщетно окутать духовностью душу и сердце, столь дикие боли терпя.

Такая же ситуация и в мире животных, где смысл жизни заключается в нахождении еды и питья.

В определении благоприятного рождения одно лишь человеческое тело нельзя назвать пределом для необходимых условий в практике Дхармы.

Согласно Ламриму существует восемь видов несвобод:

"Рожденье приверженцем ложных воззрений, животным, в аду или духом голодным, в местах где не слышали Будды Ученье, в стране дикарей, иль немым, идиотом, одним из богов-долгожителей - это изъяны восьми несвободных рождений. Свободный от них - ты теперь постарайся уйти навсегда от рождений в сансаре".

Поэтому имеющие эти восемь свобод, задумайтесь о ценности и редкости случая нахождения такого счастья. Используйте эту возможность сегодня, ибо такая удача растратится даром. Согласно сказанному Буддой Шакьямуни в предметах Винаи:

«После смерти в дурных уделах число рождений там же равно числу пылинок огромной земли, а перерождений в счастливой участи - числу пылинок на кончике ногтя».

Уважаемые читатели, берегите драгоценное человеческое рождение! Оно является той лодкой, с помощью которой мы можем достичь берега Освобождения!

Гэбшэ Лама Зоригто Батуев,
преподаватель Буддийского Университета
«Даши Чойнхорлин» им.Дамба Даржа Заяева
Ныне Ширээтэ лама Усть -Ордынского окружного дацана 

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии
Регистрация

Войдите в свой аккаунт